МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ЦЕНТРОВ ЕСИМО
1.
Общие положения.
1.1. В соответствии с системным проектом ЕСИМО ее важнейшими системообразующими элементами являются т.н. «Центры ЕСИМО». Их основу составляют Центры базовых министерств и ведомств ЕСИМО (базовые центры), образуемые на основе действующих или специально создаваемых ими подразделений организаций, учреждений или предприятий (далее – организаций). Функции Центров ЕСИМО могут также выполнять организации других министерств и ведомств, другие юридические и физические лица при условии прохождения ими специальной процедуры отбора (аттестации), обязующиеся выполнять общесистемные требования и действующие в едином правовом и информационном пространстве ЕСИМО. Присвоение этим организациям статуса Центра ЕСИМО осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Базовые Центры ЕСИМО имеют право привлекать к своей работе на основе договора другие организации, не входящие в систему Центров ЕСИМО. Взаимоотношения между ними строятся как взаимоотношения между генподрядчиком и исполнителем договора.
Центры ЕСИМО сохраняют принадлежность образовавшему
их ведомству (юридическому лицу) и продолжают выполнять порученные им
ведомственные функции. Кроме того, на Центры ЕСИМО возлагается выполнение
определенных функций общесистемного характера.
1.2 Центры
ЕСИМО различаются по направлениям деятельности, правовому статусу в ЕСИМО,
географией области деятельности. Принято различать тематические,
специализированные и региональные Центры ЕСИМО. Центр ЕСИМО, который дополнительно
к тематическим или специализированным выполняет координирующие функции,
является координирующим (головным) Центром ЕСИМО.
На
тематические Центры ЕСИМО возлагаются следующие функции:
-
формирование и ведение информационных ресурсов о
природной среде Мирового океана и прибрежных территорий Российской Федерации
посредством создания баз и банков данных, создание единого информационного
пространства страны о природной среде Мирового океана и прибрежных территорий
Российской Федерации;
-
долговременное и гарантированное хранение данных и
информационной продукции о природной среде Мирового океана и прибрежных
территориях Российской Федерации, в том числе пополнение Российского
государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды;
-
создание и предоставление пользователям данных,
информации и информационной продукции о природной среде Мирового океана и
прибрежных территорий Российской Федерации, необходимой для обеспечения
хозяйственной, военной и научной деятельности федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
российских и иностранных физических и юридических лиц;
-
осуществление международного обмена данными о
природной среде Мирового океана и прибрежных территорий Российской Федерации в cоответcтвии с
законодательством Российской Федерации.
1.3 Специализированные Центры ЕСИМО осуществляют общесистемные и ведомственные функции по направлениям деятельности ЕСИМО, которые не охвачены тематическими центрами системы. Специализация этих центров может быть связана со сбором, накоплением и предоставлением в ЕСИМО сопутствующей (например, социально-экономической, законодательной и др.) информации, обеспечением включения в ЕСИМО специфических потоков данных (данные ДЗЗ, данные с ГСТ), получения определенных видов регламентированной в ЕСИМО режимно-справочной, диагностической и прогностической информации.
В ЕСИМО предусматривается учреждение
специализированных центров следующих видов:
по отдельным
типам данных и информационной продукции;
по реализации
регламентированного специализированного обслуживания в ЕСИМО;
по крупным
национальным и международны проектам;
по
техническим, технологическим и правовым аспектам ЕСИМО.
Специализированные
центры ЕСИМО по техническим и
технологическим аспектам ЕСИМО не занимаются накоплением, обменом и
распространением данных. Их ответственность состоит в поддержании на
современном уровне технических компонент ЕСИМО: системобразующей
среды (форматы обмена, Web-технология доступа и др.);
методы и модели расчетов; системы и комплексы измерений и доставки данных и др.
Механизм
специализированных центров ЕСИМО направлен на содействие деятельности
тематических центров данных системы и не имеет в виду создание параллельных
организационных образований. В частности, одним из основных обязательств
специализированных центров любого назначения состоит в предоставлении в единое
информационное пространство ЕСИМО и в тематические центры данных полных наборов
данных и информации для распространения и долговременного хранения.
1.4 В связи с существенной территориальной рассредоточенностью источников и потребителей информации об
обстановке в Мировом океане возникает необходимость решения региональных задач.
Для этих целей в ЕСИМО предусматривается учреждение региональных центров системы, усилия которых направлены на решение
общесистемных задач на региональном уровне. Региональные центры данных могут
быть двух видов:
по управлению
информационными ресурсами на региональном уровне;
по реализации
регионального регламентированного специализированного обслуживания в ЕСИМО.
В зависимости от назначения региональные центры осуществляют функции
тематического или специализированного центра ЕСИМО в применении к определенному
региону.
Механизм
региональных центров ЕСИМО направлен на содействие деятельности тематических
центров системы и его реализация не должна вызывать параллельные потоки
информации в системе. Региональный центр
данных функционирует в тесном взаимодействии с соответствующим тематическим
центром, включая совместные планы деятельности, подготовку объединенных
массивов информации, обмен информацией и другие взаимодействия.
1.5 Головной центр
ЕСИМО осуществляет:
разработку и
поддержание на современном уровне руководящих документов общесистемного
назначения;
координацию деятельности и реализации функций центров ЕСИМО;
разработку общих требований, унифицированных форм и технологий сбора, обработки, хранения, защиты, обмена и распространения и информационной продукции, создание глобальных объединенных баз и банков данных, в том числе для международного обмена данными;
ведение СРБД и обеспечение навигации по информационному пространству ЕСИМО;
проведение мероприятий по поддержанию единого информационного и единого правового пространства ЕСИМО.
2.
Порядок организации Центров
ЕСИМО.
2.1 Организация Центров ЕСИМО осуществляется в определенном порядке. Перечень общесистемных функций, выполняемых Центрами ЕСИМО, определяет Межведомственный научно-технический совет ЕСИМО (МНТС ЕСИМО).
К общесистемным относятся следующие направления деятельности ЕСИМО:
поддержание на современном уровне и расширение сфер применения нормативно-методической, нормативной правовой, метрологической, информационной, технологической и телекоммуникационной компонент ЕСИМО, сертификация продукции и услуг;
поддержка производства наблюдений за морской природной средой посредством
развития и использования современных систем измерений путем стыковки со средствами доставки информации в центры
данных и ее включению в государственные информационные ресурсы;
координация и осуществление формирования и ведения государственных
ресурсов информации об обстановке в Мировом океане (ГРИМО), включая
инвентаризацию информации, мониторинг потоков текущих данных о морской среде,
организацию обязательного предоставления данных для включения в государственные
информационные ресурсы, формирование производных баз и массивов данных,
гарантированное хранение фондов данных;
организация внутрисистемного и развитие межведомственного и
международного обмена информацией об обстановке в Мировом океане посредством
ведения на постоянной основе и расширения системы распределенных баз данных и
информации по морской среде;
создание и распространение новых видов информационной продукции и услуг в
объемах и номенклатуре, отвечающих требованиям по информационному сопровождению
подпрограмм ФЦП «Мировой океан» и информационной поддержки принятия решений в
хозяйственной, военной, научной и иных сферах деятельности;
интеграция данных и информационной продукции и осуществление комплексного
глобального мониторинга обстановки в Мировом океане, реализация эффективных
схем управления данными в региональных системах мониторинга состояния морской
природной среды и ее загрязнения;
защита информации и обеспечение устойчивого функционирования ЕСИМО в
особый период и в экстремальных условиях.
2.2
Инициатором создания конкретного Центра ЕСИМО могут быть государственные
органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти
субъектов РФ, министерства и ведомства, иные юридические и физические лица.
Решение о целесообразности создания Центра ЕСИМО и порядке его организации
принимает МНТС ЕСИМО. В решении МНТС может быть дана рекомендация конкретному министерству или ведомству по
организации Центра ЕСИМО, либо рекомендован конкурсный порядок определения
организации на присвоение статуса Центра.
2.3 Для
рассмотрения на заседании МНТС вопроса об организации Центра ЕСИМО заявителем
должны быть представлены документы, содержащие доказательства о
целесообразности создания данного Центра, сведения о затратах на его
организацию с учетом требований технического, технологического,
информационного, кадрового обеспечения, о возможных претендентах на статус
Центра ЕСИМО, время и место организации Центра, характеристика юридического
(физического) лица, организующего Центр (основные направления деятельности,
опыт работы по профилю Центра, техническая и технологическая оснащенность,
кадровый потенциал, основные достижения по профилю деятельности Центра за
последние 5 лет, ведомственная принадлежность, источник финансирования, схема
управления данными Центра). При положительном решении вопроса о создании
Центра, МНТС устанавливает сроки проведения аттестации претендента на статус
Центра ЕСИМО.
2.4 Все
организации, претендующие на статус Центра ЕСИМО, должны пройти процедуру
аттестации.
Аттестация проводится с
целью повышения
эффективности использования информации об обстановке в Мировом океане путем
закрепления общесистемных функций ЕСИМО
за конкретными организациями и предъявления высоких квалификационных и технологических
требований к аттестуемым организациям.
Аттестация проводится на конкурсной основе.
Присвоение аттестуемой организации статуса Центра ЕСИМО осуществляется
на основании заключения конкурсной комиссии, состоящей из представителей
базовых министерств и ведомств ЕСИМО. Персональный состав конкурсной комиссии и
ее председатель назначаются Руководителем головного ведомства ЕСИМО по
представлению базовых министерств и
ведомств ЕСИМО. Комиссия разрабатывает квалификационные требования по каждому
общесистемному направлению деятельности в ЕСИМО и доводит их до сведения
конкурсантов. В случае необходимости комиссия может запрашивать дополнительную
информацию.
Результаты аттестации оформляются протоколом, подписываемым всеми
членами комиссии и ее председателем. Положительное решение об аттестации
принимается простым большинством голосов членов комиссии. Член комиссии может
потребовать зафиксировать в протоколе его особое мнение. Положительный
результат аттестации оформляется в виде Свидетельства, подписанного
Руководителем головного ведомства ЕСИМО. Разногласия, возникшие при проведении
аттестации, разрешаются Межведомственной комиссией ФЦП «Мировой океан».
В свидетельстве об аттестации указываются виды деятельности организации в ЕСИМО, виды информации, продукции и оказываемые услуги. Для организаций, специализирующихся в области сбора, анализа, хранения, защиты и организации использования государственных ресурсов информации об обстановке в Мировом океане, указываются также виды информационной продукции и услуг, предоставляемых организацией бесплатно и/или на бесприбыльной основе, и информации, предоставляемой этой организации в обязательном порядке для формирования ГРИМО.
Свидетельство о присвоении статуса Центра ЕСИМО должно храниться в организации
наряду с ее Уставом (Положением).
Головной Центр ЕСИМО ведет реестр Центров ЕСИМО.
Формы документов, предоставляемых на конкурс, форма
Свидетельства об аттестации разрабатываются и утверждаются конкурсной
комиссией.
В целях поддержания работы Центров ЕСИМО на уровне
современных требований предусматривается периодическое (раз в 3 года)
прохождение ими процедуры аттестации. При возникновении критической ситуации
проводится внеочередная аттестация Центра.
В случае некачественного или неэффективного
выполнения Центром ЕСИМО порученных ему функций, головное ведомство ЕСИМО может
выступить с инициативой лишения этой организации статуса Центра ЕСИМО. Решение
о лишении статуса Центра принимается аттестационной комиссией и утверждается
Руководителем головного ведомства ЕСИМО.
Решение о лишении организации статуса Центра ЕСИМО
публикуется на Web-сайте ЕСИМО.
Решение комиссии может быть
обжаловано в судебном порядке. При лишении организации статуса Центра ЕСИМО
решается вопрос о передаче государственных информационных ресурсов, технологий
и технических средств этого Центра, относящихся к государственной
собственности, другой организации.
2.5 Процедура
аттестации при положительном ее исходе завершается изданием приказа юридическим
лицом – организатором Центра, которым объявляется о создании Центра и
утверждается Положение о нем. В соответствии с законодательством Российской
Федерации Центры ЕСИМО, ведущие сбор, обработку, организацию хранения, защиты и
использования федеральных государственных ресурсов, должны быть утверждены
Правительством РФ.
Информация об организации Центра ЕСИМО помещается на
Web-сайте ЕСИМО.
3. Система Центров ЕСИМО 1-й очереди.
3.1 ЕСИМО создается поэтапно. На 1-м этапе в основном организуются Центры базовых министерств и ведомств ЕСИМО, в уставные обязанности которых входит производство наблюдений, сбор, обработка, организация долговременного хранения и защита федеральных информационных ресурсов, производство на их основе информационной продукции и услуг и предоставление их пользователям. Ниже приводится перечень министерств и ведомств Российской Федерации, создающих Центры ЕСИМО 1-й очереди, а также органы государственного управления, отвечающие за предоставление информации для принятия управленческих решений.
ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
обеспечивающих прием,
обработку, хранение, защиту и организацию использования документированной
информации, предоставляемой в обязательном порядке
в Центры ЕСИМО
1).
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(Росгидромет):
физика
и химия океана, морской лед, загрязнение океанов и морей, природная среда
Арктики и Антарктики, акватории и побережья Тихого океана, спутниковые
океанографические наблюдения, результаты экспедиционных исследований морей и
океанов, стихийные гидрометеорологические явления, цунами, экология морей
России и отдельных районов Мирового океана;
результаты
мониторинга состояния морской среды, ее загрязнения;
климат
океана, его изменения и колебания;
нормативно-методические
и нормативные правовые документы, обязательные для исполнения всеми участниками
деятельности в ЕСИМО;
научно-техническая
информация в области морских наук;
справочная информация о ЕСИМО.
2).
Министерство обороны (МО) Российской Федерации:
результаты
экспедиционных исследований морей и океанов по физике и химии океанов и
морей, батиметрии, геофизике, судовой
метеорологии;
навигационно-гидрографические,
геофизические, топографические, гидрометеорологические элементы обстановки в
Мировом океане, состояния искусственных объектов в реальном масштабе времени;
результаты
научных исследований в интересах ВМФ России;
нормативно-методические и нормативные правовые
документы (руководства, пособия, оповещения, предупреждения, морские карты),
составляющие информационное обеспечение общего мореплавания и безопасности
жизни человека на море;
научно-техническая,
экономическая, правовая информация для разработки военной доктрины, обоснования
развития ВМФ, береговой инфраструктуры флота, поисково-спасательной службы,
обеспечения военной и экономической безопасности страны, обеспечения
экологической безопасности функционирования объектов ВМФ.
3).
Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство):
динамика
экосистем и морских биологических ресурсов (морская биология);
результаты мониторинга водных биологических
ресурсов, выявления новых объектов и районов промысла;
динамика
использования биоресурсов Мирового океана, развития марикультурных
хозяйств, развития рынка рыбо- и морепродуктов;
состояние
воспроизводства водных биологических ресурсов;
нормативно-методические и нормативные правовые
документы, экономическая, законодательная, научно-техническая информация по
вопросам использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических
ресурсов и среды их обитания;
результаты
государственного мониторинга за состоянием окружающей природной среды,
сохранением биологического разнообразия.
4).
Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография):
топографические,
картографические, гравиметрические, аэросъемочные материалы, данные, информация об объектах местности;
данные
о деформации Земной поверхности;
материалы
космических съемок;
результаты
геофизических и картографических работ в Антарктике;
результаты
топографической съемки континентального шельфа Российской Федерации;
отображение
на картографическом материале государственной границы, границ континентального
шельфа и ИЭЗ Российской Федерации;
нормативно-методическая,
нормативная правовая, экономическая, научно-техническая информация в области
геодезии и картографии, наименования географических объектов;
гравиметрия;
ГИС-технологии.
5).
Министерство природных ресурсов (МПР) Российской Федерации:
морская
геология и геофизика;
результаты
экологического мониторинга морей, океанов, прибрежных территорий;
результаты
мониторинга природных ресурсов морей и океанов;
результаты
мониторинга источников антропогенного загрязнения морской среды;
политические
и правовые вопросы делимитации морских границ, определение границ морского дна
и континентального шельфа Российской Федерации, использования минеральных
ресурсов морского дна за пределами национальной юрисдикции России;
материалы
к ежегодному государственному докладу о состоянии окружающей природной среды Российской
Федерации;
материалы
для ведения кадастров в области охраны окружающей среды, Красной книги
Российской Федерации;
нормативно-методическая
нормативная правовая, экономическая, политическая, социальная,
научно-техническая информация в области охраны морской среды, оздоровления и
улучшения ее качества, управления государственными природными заповедниками и
другими особо охранными территориями; обеспечения экологической безопасности
России, сохранения биологического разнообразия: обращения с отходами (за
исключением радиоактивных); изучения, воспроизводства, охраны и использования
морских природных ресурсов.
6).
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России):
статистика
ЧС природного и техногенного характера в России и за рубежом (землетрясения,
цунами, пожары, наводнения, извержения вулканов, разливы нефти и др.);
изменения
состояния окружающей природной среды под действием ЧС в морских акваториях и прибрежных
районах;
справочно-аналитическая
информация об ущербе, нанесенном ЧС;
нормативно-методические
и аналитические материалы об организации и технологиях предупреждения и
ликвидации последствий ЧС;
методики
оценки последствий ЧС;
нормативная
правовая база деятельности в области ГО и ЧС;
результаты
государственной экспертизы проектов, оценки и контроля потенциально опасных объектов и производств;
повышение
устойчивости функционирования объектов народного хозяйства в условиях ЧС.
7).
Российская Академия Наук (РАН):
результаты
фундаментальных научных исследований, в том числе экспедиционных научных
исследований природных объектов, процессов и явлений в Мировом океане,
атмосфере над ним и на морском дне;
технологии
и результаты численного моделирования крупномасштабных природных процессов и
явлений в морях и океанах;
физическая
и спутниковая океанография, морская геология и геофизика северной части Тихого
океана и окраинных морей;
климат
океана, его изменения и колебания (совместно с Росгидрометом);
антропогенное
воздействие на морскую среду;
международные договоры и соглашения, направленные на
изучение, охрану морской среды, рациональное использование природных ресурсов,
сохранение биологического разнообразия, обеспечение устойчивого развития человечества;
международное
морское право; законодательство России, регулирующее деятельность в океанах,
морях и на прибрежных территориях, в Арктике и Антарктике (совместно с
Росгидрометом);
информационная
поддержка ФЦП «Мировой океан» (совместно с Министерством промышленности, науки
и технологий РФ) через органы Государственной системы НТИ.
8).
Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России):
результаты
социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья населения и среды обитания
человека.
9).
Министерство экономики Российской Федерации (Минэкономразвития) -совместно с
РАН:
информация
о состоянии и прогнозе изменения экономической, политической, военной,
экологической, социальной обстановки в связи с осуществлением деятельности в
Мировом океане, морях Росси, прибрежных территориях (в оперативном режиме).
10).Федеральное
агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской
Федерации (ФАПСИ):
обобщенная
информация всех систем мониторинга обстановки в Мировом океане, перечисленных в
п.п. 1-9, в оперативном и неоперативном режимах для представления Президенту
Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
11).
Министерство транспорта Российской Федерации (Государственная служба морского
флота):
состав
и состояние морского транспортного флота;
характеристика
и состояние морских портов;
макроэкономические
показатели деятельности морского транспорта;
перечень
нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность морского
транспорта.
4.
Информационные ресурсы
Центров ЕСИМО.
4.1 В соответствии с законодательством России базовые министерства и ведомства ЕСИМО несут ответственность за формирование и ведение федеральных информационных ресурсов по закрепленным за ними направлениям. Накопление информационных ресурсов в Центрах ЕСИМО осуществляется по принципу обязательного предоставления информации. Ориентировочные перечни обязательно предоставляемой информации приведены ниже.
предоставляемой в обязательном
порядке в Центры ЕСИМО для формирования государственных ресурсов информации об
обстановке в Мировом океане
- справочная информация, необходимая для формирования каталогов, регистров, указателей, классификаторов ЕСИМО;
-
сведения об условиях доступа к информационным ресурсам;
-
обязательные экземпляры документов (бесплатные и платные),
предоставляемые на основании Федерального закона № 77-ФЗ «Об обязательном
экземпляре документов»;
-
информация о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера, об экстремальных уровнях загрязнения природной среды, необходимая
для принятия адекватных мер лицами, принимающими решения, в оперативном режиме;
-
аналитическая информация, необходимая для подготовки государственных
докладов и других обобщений по закрепленным за базовыми министерствами и
ведомствами ЕСИМО направлениям деятельности;
-
оперативная информация о результатах мониторинга обстановки в Мировом
океане, необходимая для оценки текущей ситуации и выработке прогнозов;
-
та же информация в неоперативном режиме, используемая для пополнения
государственных информационных ресурсов;
-
нормативно-методические и нормативные правовые документы, обязательные
для исполнения всеми участниками деятельности в ЕСИМО;
-
информация общего назначения (согласно отраслевым перечням);
-
информация для создания и ведения государственных кадастров природных
ресурсов, Красной книги Российской Федерации, материалы для ежегодного
государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;
-
результаты отечественных экспедиционных исследований Мирового океана.
4.3 Базовые министерства и ведомства ЕСИМО обязаны
уточнить эти перечни в соответствии с закрепленными за ними направлениями
деятельности и представить их в головное ведомство ЕСИМО для рассмотрения и
последующего представления на утверждение Правительством Российской Федерации.
Перечни
обязательно предоставляемой информации доводятся до сведения всех
производителей информации.
5.
Предоставление информации
пользователям.
5.1 Центры
ЕСИМО предоставляют пользователям информацию и услуги бесплатно и по договорам.
Бесплатно предоставляются всем пользователям информация и услуги общего
назначения. Перечни информации и услуг общего назначения подготавливаются
базовыми министерства и ведомствами ЕСИМО, обобщаются головным Центром ЕСИМО, рассматриваются
МНТС и согласно законодательству утверждаются Правительством Российской
Федерации.
5.2 К информации и услугам общего назначения относятся справочная и рекламная информация, информация, необходимая для обеспечения устойчивого функционирования объектов народного хозяйства и населенных пунктов, защиты жизни и деятельности населения от негативного воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В качестве примера в
Приложении № 1 приведен перечень информации и услуг общего назначения,
оказываемых организациями Федеральной службы России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды, утвержденный постановлением Правительства
Российской Федерации № 1425 от 15 ноября
1997 г.
6.
Положение о Центре ЕСИМО.
6.1 Базовые министерства (ведомства) или другие
юридические лица - организаторы Центра ЕСИМО разрабатывают и по согласованию с
головным ведомством утверждают Положение о Центре ЕСИМО.
Положение о Центре ЕСИМО
должно содержать следующие разделы:
-
Введение (общие положения);
-
Назначение Центра;
-
Схема управления данными Центра;
-
Информационные ресурсы;
-
Защита информации;
-
Техническое и технологическое оснащение Центра;
-
Порядок и условия предоставления информации;
-
Перечни информации общего назначения и обязательно предоставляемой информации;
-
Взаимодействие с другими Центрами ЕСИМО, другими системами информации;
-
Участие в международном информационном обмене;
-
Правовая база;
-
Финансирование и материально-техническое обеспечение работ Центра;
-
Руководство Центром;
-
Права и обязанности руководства Центра;
-
Внесение изменений в Положение о Центре;
-
Реорганизация и ликвидация Центра.
6.2 В Положении о Центре необходимо указать:
1) Центр ЕСИМО не является
юридическим лицом и входит в состав организации, его образовавшей, на правах
научно-производственного подразделения с соответствующим уровнем прав и
обязанностей.
2) Указываются реквизиты
организации и Центра.
3) В графе "Назначение
Центра" указать круг ведомственных и общесистемных (ЕСИМО) функций и задач
Центра.
4) В графе "Схема
управления данными Центра" приводятся реквизиты организаций-поставщиков и
потребителей информационных ресурсов, включая зарубежные и международные
организации. Приводится адрес Web-сайта Центра, на котором
размещена информация.
5) В графе "Участие в
международном информационном обмене" указывается, в каких международных
организациях и проектах и в какой роли участвует данный Центр. Приводятся
реквизиты соответствующих организаций (проектов) и их адреса на Web-сайте.
Дается характеристика состояния международного обмена данными, включая книгообмен
(направления обмена, его интенсивность, эффективность, соблюдение
эквивалентности обмена).
6) В разделе
"Информационные ресурсы" приводятся сведения об имеющихся базах и
банках данных (виды информации, объемы, частота актуализации, наличие удаленного
доступа), справочно-информационном фонде
библиотеки или информационного центра (область деятельности, объем,
наличие и характеристики банков данных НТИ).
7) Приводятся исчерпывающие
сведения о перечнях информации общего назначения и обязательно предоставляемой
информации (для данного Центра и для всей организации, его образовавшей).
8) В графе "Техническое и
технологическое оснащение Центра" приводятся сведения об используемом
парке ЭВМ, системном и пользовательском программном обеспечении, средствах
обеспечения совместимости с единым информационным пространством ЕСИМО,
описываются имеющиеся у Центра средства взаимодействия с системой ИНТЕРНЕТ,
другими сетями.
9) Взаимодействие с другими
Центрами ЕСИМО и другими системами характеризуется числом и направлением совместно
выполняемых работ, направлением и объемом внутрисистемного и межсистемного
обмена данными.
10) В разделе "Порядок и
условия предоставления информации" описывается дифференциация обслуживания
в зависимости от вида информации, ее категорийности,
ранга пользователя.
11) В графе " Защита
информации" приводятся требования по защите информации и характеризуются
используемые средства и методы защиты.
12) В графе "Правовая
база" приводятся библиографические данные о законодательных актах,
межведомственных актах, изданных ведомством, и правовых документах ЕСИМО,
образующих правовую основу деятельности Центра. Участие Центра в развитии
правовой базы.
13) "Финансирование и
материально-техническое обеспечение работ" - указываются источники
финансирования. Подчеркивается, что финансирование ведется из средств
федерального бюджета в соответствии с результатами конкурса на статус Центра
ЕСИМО.
14) Руководство Центром
осуществляется его начальником, который избирается по конкурсу Ученым советом
организации, образовавшей Центр, и назначается на должность и освобождается от
должности приказом директора организации. Начальник Центра обязан:
-
организовывать работу по подбору сотрудников и их рациональной
расстановке;
-
осуществлять разработку проекта штатного расписания Центра и
должностных инструкций сотрудников;
-
осуществлять научно-методическое руководство в проведении НИР и
оперативных работ в соответствии с основными направлениями деятельности Центра;
-
руководить разработкой планов НИР и производственных работ и
обеспечивать их выполнение;
-
содействовать повышению творческой активности работников Центра,
проводить работу по повышению их квалификации;
-
организовывать публикацию научных трудов по результатам проведенных
исследований и разработок Центра и других информационных материалов.
Начальник
Центра имеет право:
- принимать участие в
совещаниях, конференциях, семинарах, в работе коллегиальных органов по всем
вопросам, относящимся к компетенции Центра;
- устанавливать
непосредственные творческие связи с учреждениями и организациями ведомства и других
министерств и ведомств, занимающихся вопросами, относящимися к компетенции
Центра;
- привлекать на договорной
основе для консультаций и участия в работах по направлениям деятельности Центра
специалистов других организаций;
- подготавливать и представлять
директору организации предложения о поощрении сотрудников Центра за успешное
выполнение работ.
Начальник Центра несет ответственность за:
- своевременное и качественное
выполнение планов работ Центра;
- четкое и своевременное
исполнение приказов, распоряжений, указаний директора организации, руководства
ведомства;
- своевременную разработку и
представление программ, плановых документов и результатов работ по выполняемым
темам;
- своевременное оформление
заказов на создание научно-технической продукции и составление актов
сдачи-приемки результатов выполненных работ;
- сохранность материальных
ценностей Центра.
15) Изменения в Положение о
Центре ЕСИМО вносятся приказом директора организации, создавшей Центр, по
согласованию с головным ведомством.
16) Все виды реорганизации
Центра осуществляются на основании приказов руководителя создавшей Центр
организации. Лишение организации статуса Центра ЕСИМО или его ликвидация
осуществляются на основании решения аттестационной комиссии, согласованного с
головным ведомством ЕСИМО, приказом Руководителя организации. В последнем
случае МНТС решает вопрос о передаче информационных ресурсов и государственного
имущества бывшего Центра другой организации.
ПЕРЕЧЕНЬ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ И
УСЛУГ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ,
предоставляемых Федеральной
службой России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей
среды
I.
Оперативно-прогностическая информация
Информация
о стихийных гидро- Фактические данные о
стихийных
метеорологических
явлениях гидрометеорологических явлениях
Информация
об экстремально
Фактические данные о выявленных
высоком
загрязнении окружающей
случаях экстремально высокого
природной
среды
загрязнения окружающей
природной
среды
Прогнозы
на 1-3 суток о возникновении
Сведения о ливнях, сильных ветрах,
стихийных
гидрометеорологических наводнениях,
тайфунах, снегопадах,
явлений
засухе, пыльных бурях, сильном волнении
на морях, сильных морозах и жаре
Прогнозы
погоды на 1-3 суток
Содержание прогнозов во время
по
районам стихийных бедствий,
проведения аварийно-спасательных
аварий
и катастроф и
восстановительных работ в районах
чрезвычайных ситуаций в каждом случае
согласовываются с органами МЧС России
Прогнозы
распространения загрязняющих
Содержание прогнозов определяется
веществ,
включая радиоактивные,
поступившей информацией об аварийной
а
также их концентрации в атмосферном ситуации и ее развитии
воздухе
(воде) на основании данных
о
выбросах и сбросах в аварийных ситуациях
Прогноз
погоды по территориям
Температура воздуха ночью и днем,
субъектов
Российской Федерации
погодные явления (атмосферные осадки,
на
1-3 суток метели, туманы,
заморозки, грозы, град,
направление и скорость ветра,
облачность)
Прогноз
поля давления и геопотенциала
Численные гидродинамические
территории
Российской Федерации
прогнозы атмосферной циркуляции
на
5 суток
у поверхности земли (Ро) и на уровне 5 км
(Н500) на 1-3 суток (региональные для
европейского и азиатского регионов)
Прогноз
максимальных уровней
Высота уровня (в см) на реках
весеннего
половодья
Волга, Кама, Дон, Обь, Ангара, Енисей
Прогнозы
дождевых паводков
Высота уровня (в см) по реке Амур
в июле-сентябре (составляется по мере
развития паводка)
Прогноз
притока воды в водохранилища Количество притока воды (в куб. км)
Волжско-Камского,
Ангаро-Енисейского
каскадов
и Цимлянское водохранилище
на
месяц и квартал
Прогноз
состояния магнитосферы,
Солнечная активность и радиационная
ионосферы
Земли на одни сутки обстановка на трассе полетов
пилотиру-
емых космических комплексов,
состояние магнитного поля Земли,
состояние ионосферы
Карты
среднемесячного распределения
Осредненные за месяц значения
полей
общего содержания озона
общего содержания озона в отклонениях
от климатической нормы
Оперативные
карты распределения
Ежедневные значения общего содержания
аномально
низких значений общего озона в отклонениях от климатической
содержания
озона
нормы в периоды наблюдения низких
значений общего содержания озона
Материалы
наблюдения за общим
Ежедневные и осредненные за месяц
содержанием
озона и высотным
значения общего содержания озона
распределением
озона в Антарктиде в
отклонениях от климатической нормы
в
период развития весенней аномалии
в Антарктиде (станции Мирный и
Молодежная)
II. Аналитическая и
режимно-справочная информация
Материалы
для включения в Государ- Данные о водных ресурсах, их качестве
ственный
водный кадастр
и использовании вод по субъектам
Российской Федерации и крупным речным
системам
(совместно с МПР России)
Обзор
агрометеорологических условий
Характеристика погодных условий,
за
декаду по территории Российской
оценка влияния агрометеорологических
Федерации
(с приложением карт
условий на перезимовку, проведение
количества
осадков за декаду и месяц)
полевых работ, рост, развитие и
формирование урожая основных
сельскохозяйственных культур
Метеорологический
ежегодник
Осредненные по месяцам основные
метеорологические
характеристики
(температура воздуха, атмосферное
давление, ветер, осадки и другие)
Обзор
загрязнения окружающей
Обобщенные по территории
природной
среды в Российской Российской Федерации данные
Федерации
и материалы для включения о
загрязнении окружающей природной
В
Государственный доклад среды
"О
состоянии окружающей природной
ной
среды в Российской Федерации"
Обзор
фонового состояния
Обобщенные материалы фоновых
окружающей
природной среды наблюдений за состоянием
окружающей природной среды
Ежегодник
качества поверхностных
Обобщенные по территории
вод
Российской Федерации Российской Федерации данные
о загрязнении поверхностных вод
Ежегодник
состояния экосистем
Обобщенные по территории Россий-
поверхностных
вод России (по гидро- ской
Федерации данные об основных
биологическим
показателям)
гидробиологических показателях качества
поверхностных вод суши
Ежегодник
качества морских вод
Обобщенные данные о загрязнении
по
гидрохимическим показателям
морей, омывающих территорию России
Ежегодник
состояния загрязнения
Обобщенные данные о загрязнении
пестицидами
объектов природной
объектов природной среды пестицидами
среды
Российской Федерации
Ежегодник
состояния загрязнения
Обобщенные по территории Российской
атмосферы
в городах на территории
Федерации данные о загрязнении
Российской
Федерации
атмосферного воздуха в городах
Ежегодник
загрязнения почвы
Обобщенные данные о загрязнении
Российской
Федерации токсикантами почв токсикантами
промышленного
промышленного
происхождения происхождения вокруг городов и
промышленных центров
Годовой
обзор экологического состояния
Результаты исследований экосистем
морей
и отдельных районов
внутренних и омывающих морей,
Мирового
океана
оценка экологической ситуации
контролируемых районов морей
Ежегодник
"Радиационная обстановка
Обобщенные по территории Российской
на
территории России и сопредельных
Федерации и стран СНГ данные о
государств"
радиоактивном загрязнении
окружающей
природной среды
Ежемесячная
информация об аварийном Данные о
выявленных случаях
ном
и экстремально высоком загрязнении
высокого загрязнения окружающей
окружающей
природной среды и
природной среды
радиационной
обстановке
Ежемесячная
информация о стихийных Данные о
количестве, интенсивности
явлениях
погоды, гидрометеорологичес- и продолжительности стихийных
ких
условиях и их влиянии на деятель- гидрометеорологических явлений и
ность основных отраслей экономики
экономическом ущербе по субъектам
Российской Федерации
Ежеквартальные
бюллетени о Характеристика
состояния
состоянии
озонового слоя
озонового слоя
Годовой
обзор состояния
Характеристика изменения
состояния
озонового слоя
озонового слоя